Ленинградское время
15:41
Вторник, 18 Января
Курсы валют
сегоднязавтра
86.89 86.86
75.77 76.04
Котировки
РТС 1429.05 31.43
ММВБ 3468.65 58.84
Brent 87.79 1.61

Смольный не заставит концессионеров ЗСД платить по облигациям из прибыли

16:2428.10.2021 5003

Проект закона о бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год, озвученный губернатором Александром Бегловым и находящийся пока на стадии рассмотрения, уже подвергается жесткой критике со стороны отдельных депутатов, так как документ представляет собой «бюджет нерешенности важнейших проблем и обогащения частных компаний».

Накануне, 27 октября, на заседании Законодательного собрания Петербурга был принят в первом чтении проект бюджета города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, представленный депутатам губернатором Бегловым. За принятие документа проголосовали 43 депутата, 5 парламентариев воздержались, один выступил против.

С критикой в адрес нового бюджета в ходе заседания выступил депутат от фракции «Яблоко» Борис Вишневский, заявив, что проект закона имеет как плюсы, так и минусы. При этом, считает Борис Лазаревич, анализ показывает, что минусов в документе больше. Парламентарий подчеркнул, что это, конечно, «бюджет развития, но все-таки не социально ориентированный», а скорее, «это бюджет нерешенности важнейших проблем и обогащения частных компаний».

В качестве аргумента Вишневский привел ситуацию с Западным скоростным диаметром (ЗСД). Депутат напомнил, что недавно было объявлено о выходе ЗСД на окупаемость. Согласно опубликованному отчету АО «ЗСД» за первое полугодие, во втором квартале 2021 года размер выручки от взимаемой платы за проезд превысил минимальный гарантированный доход. При этом в проекте городского бюджета предусмотрены выплаты по облигациям, выпущенным для строительства дороги. Это значит, что фактически расходы по выплатам остались за принадлежащим городу АО «ЗСД», а доходы ушли к частной компании «Магистраль Северной Столицы» (МСС), являющейся концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках договора государственно-частного партнерства (ГЧП).

«Carthago delenda est («Карфаген должен быть разрушен», латинское крылатое выражение – Прим. ред.): 2,5 млрд рублей предлагается выделить на выплаты по облигациям, выпущенным для строительства ЗСД. При этом концессионеры недавно сообщали, что их прибыль превысила гарантированный доход, и только что анонсировано повышение платы за проезд. Почему не за счет прибыли идут выплаты по облигациям?», – задался вопросом Борис Вишневский.

По мнению парламентария, это ровно то «государственно-частное партнерство», которое так хвалит Комитет финансов Смольного, когда расходы государственные, а доходы – частные. И соглашение, на основании которого город обязан платить по облигациям, является коммерческой тайной и «спрятано в шкафчике», как ранее пошутил вице-губернатор по экономической политике Эдуард Батанов.

«Вот только шкафчик вы заперли, а ключик положили в карман. И не показываете депутатам это соглашение. Мы выделяем миллиарды рублей в бюджете на неизвестном и непроверяемом нами основании. И я категорически не согласен с тем, что горожане фактически дважды платят за ЗСД: когда едут по нему, и когда финансируют из бюджета его строительство», – подчеркнул в своем заявлении Вишневский.

Напомним, на сегодняшний день официально неизвестно, какой именно объем средств прописан в соглашении города с МСС о минимально гарантированной прибыли. СМИ ранее писали, что эта цифра может составлять более 9 миллиардов рублей в год, а выплаты из городской казны в разные годы варьировались от 3,7 до 5,2 млрд. Также стоит отметить, что нигде не публикуются и данные по учету транспортного потока ЗСД. Это обстоятельство позволяет «Магистрали Северной столицы» манипулировать тарифами, повышая плату за проезд, а в качестве обоснования ссылаться на недополучение прибыли. Только в 2020 году МСС дважды поднимала тарифы.

Ранее депутаты Законодательного собрания Петербурга уже отмечали непрозрачность финансовой модели, применяемой при эксплуатации ЗСД, и ставили под сомнение правомерность объема запрашиваемых у города денежных средств для компенсаций в условиях постоянных «поборов» с горожан из-за роста тарифов. Такое «теневое тарифообразование» также становилось предметом внимания петербургского управления Федеральной антимонопольной службы и городской Прокуратуры, но проведенные проверки так и не привели к изменению ситуации.

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.